Как работать краскопультом

Содержание

Настройка краскопульта для покраски автомобиля

Если вы решили покрасить авто самостоятельно, без краскопульта вам не обойтись. Первое, что нужно для себя уяснить, приступая к работе, – правила настройки . То есть мало приобрести инструмент, надо еще знать, как он функционирует, если вы хотите, чтобы краска ложилась ровным, гладким слоем, необходимо тщательно подготовить аппарат к работе. Подготовка включает четыре основных этапа, пренебрегать любым из которых, ни в коем случае нельзя, если мастер хочет добиться качественного результата. Чтобы этого достичь, приступая к покраске, нужно выполнить несколько обязательных условий:

  • подготовить к работе краску;
  • отрегулировать необходимый размер факела;
  • создать оптимальное давление воздуха для покраски;
  • правильно настроить параметры подачи краски.

Если вышеперечисленные пункты выполнены как следует, проблем не будет: окрашенная поверхность автомобиля станет гладкой и ровной. В противном случае не избежать неровностей, потеков. Да и сохнуть такое покрытие будет в два раза дольше. Итак, обо всем по порядку.
Чтобы распыление было качественным, необходимо к уже готовому составу добавить определенную дозу растворителя. Проблема в том, что изготовитель не всегда указывает рекомендуемое соотношение краски и растворителя на упаковке. Мастера с опытом работы обычно добавляют разбавитель понемногу, следя за получившейся консистенцией. Новичкам рекомендуется найти красящее вещество с указанными на упаковке параметрами развода. Например, надпись на банке 2 х 1+10% обозначает, что к краске, разведенной активатором в соотношении 2:1 следует добавить 1/10 часть от общего количества растворителя.

Для создания защиты от внешних воздействий или эффекта «металлик» на поверхность авто наносятся два слоя покрытия: первый – красящее вещество, второй – акриловый лак. Лак разводят в соответствии с инструкцией производителя. В таком случае необходимости в активации краски нет: высыхание обеспечивает добавленный в нее растворитель.

Принцип работы покрасочного пистолета

Практически все модели краскораспылителей, которые применяются для покраски отдельных деталей машины или же кузова целиком в своей основе используют принцип пневматического распыления. Проще говоря, краска или лак подается по специальному каналу в краскопульте и под воздействием потока сжатого воздуха разбивается на мелкие частицы, далее материал выходит из сопла инструмента на большой скорости.

Таким образом, на выходе с воздушной головки образуется покрасочный факел из мелких частиц лакокрасочного материала, которые быстро движутся к обрабатываемой поверхности. Попадая на поверхность детали, эти частицы оседают на ней, создавая равномерный слой краски или лака.

Схема и основные узлы конструкции краскопульта

Чтобы произвести грамотную настройку краскопульта, вам нужно знать из каких деталей и узлов состоит этот инструмент и что за что отвечает при его работе.

Из основных составных частей можно выделить:

  • каркас с каналами для подачи сжатого воздуха и покрасочных материалов, уровень подачи которых контролируется игольчатыми клапанами.
  • рычаг спуска. Это кнопка, которая приводит в действие сам механизм.
  • сопло краскопульта, в котором происходит смешивание воздуха и краски, в итоге образуется окрасочный факел нужного формата.
  • емкость для краски в виде съемного бачка.
  • винты для регулировки объема подачи воздуха от компрессора, или же краски. Подкручивая эти элементы, вы можете калибровать форму и размер пятна распыла.

Когда маляр нажимает на спускной клапан, сначала открывается канал подачи сжатого воздуха, а при дальнейшем нажатии начинает поступать и лакокрасочный материал.

Регуляторы и их функционал

При настройке краскопульта, для начинающих мастеров нужно понимать какие регулировочные винты есть и за что они отвечают. На примере краскораспылителя SATA мы покажем их функционал.

  1. Регулятор формы факела. В данном случае он расположен сбоку, на пистолетах других производителей они могут быть и в другом месте. Данный регулятор отвечает за форму и размер выходящего факела из краски.
  2. Регулятор подачи краски. Тут производится калибровка хода иглы, и таким образом происходит контроль подачи ЛКМ в канал.
  3. Регулятор подачи воздуха. Данный тип настроек есть не на всех краскопультах. В данном примере он расположен сзади под регулятором подачи материала, но часто его можно встретить и на рукоятке инструмента.

Суть настройки покрасочного пистолета сводится к поиску оптимального соотношения подачи сжатого воздуха и краски. Если все сделать правильно, то на выходе должен получиться равномерный окрасочный факел, который в свою очередь будет четко распределять материал на обрабатываемой поверхности.

Типы краскораспылителей

Основным параметром классификации покрасочных пистолетов является рабочее давление, которое поступает в инструмент из компрессора и которое выдается в результате на воздушной головке. Зачастую выделяют три группы оборудования по этой характеристике:

  • конвенциональные. Это тип устройств, которые работают при высоком давлении воздуха.
  • HVLP (High Volume Low Pressure). В этом случае используется большой объем поступающего воздуха и низкое давление.
  • LVLP (Low Volume Low Pressure). Тут же используется низкий объем и низкое давление.

Если говорить о качестве и экономической целесообразности, то к покупке стоит рассматривать два последних типа устройств. HVLP и LVLP краскопульты работают при давлении 0,7 – 1,2 бара. В то время как конвенциональное оборудование распыляет материал под давлением 3 – 4 бара.

В чем же плюс HVLP и LVLP пистолетов? Они имеют значительно высший показатель переноса краски на деталь. Под низким давлением краска меньше превращается в бесполезную пыль и лучше переносится на саму поверхность кузова автомобиля. У краскопультов типа HVLP и LVLP этот показатель переноса составляет 65% – 70%. У конвенциональных типов всего 30% – 45%. Исходя из этого, вы существенно экономите материал, особенно это ощущается при нанесении дорогих красок под металлик или перламутр.

Если вы используете в работе краскораспылители SATA, то этот производитель для настройки краскопульта HVLP или LVLP типа изготавливает специальные воздушные головки с двумя манометрами. Такую насадку можно купить отдельно, но зачастую ее нет у начинающего маляра, поэтому мы будем рассматривать альтернативные варианты калибровки.

Настраиваем входное давление

Покупая инструмент, обратите внимание и на то, что производитель указывает оптимальное значения давления воздуха на входе в краскопульт. Этот параметр можно посмотреть в технической документации.

Настройку давления воздуха лучше всего производить согласно показателям манометра установленного на рукоятке краскораспылителя. Обосновано это тем, что выставив давление на компрессоре, оно непременно будет отличаться на входе в пистолет, поскольку будут потери в воздушном канале и фильтрах установленных в систему. Иногда показатель падает на 1 бар и больше, что может сказаться на качестве работы мастера. С манометром на рукоятке вы сможете получить более точные данные для настройки.

Ниже, мы рассмотрим несколько вариантов подбора нужного давления исходя из различных конструктивных особенностей краскопультов.

Вариант 1. С использованием манометра-регулятора.

Опираясь на схему, для лучшего понимания вам нужно будет провести следующие шаги.

  1. Открываем на максимум винты контролирующие подачу сжатого воздуха и размера окрасочного факела. При этом винт подачи краски может быть в любом положении и на данном шаге он нас не интересует.
  2. Далее жмем на спускной рычаг и ждем поступления сжатого воздуха. Удерживая кнопку краскопульта, прикручиваем регулировочный рычаг подачи воздуха и выставляем на манометре в рукоятке нужный показатель давления указанный производителем. В случае с HVLP и LVLP устройствами этот показатель будет около 1,5-2,5 бар.
  3. После выставления давления воздуха, полностью выкручиваем регулировочный винт, отвечающий за подачу материала. Опять нажимаем на кнопку и смотрим результат на тестовой поверхности. Но про тестирование инструмента мы поговорим ниже.

Вариант 2. Есть встроенный манометр.

В более дорогих и «нафаршированных» моделях краскопультов есть встроенный цифровой манометр, который еще больше упрощает настройку краскопульта для покраски автомобиля, особенно для новичков.

Тут технология следующая:

  1. Откручиваем винт регулятора размера факела полностью.
  2. Нажимаем на спускной клапан.
  3. Выставляем нужный показатель давления с помощью регулировочного винта подачи сжатого воздуха.

Вариант 3. Манометр без регулятора.

Такие случаи также бывают. Тут процесс будет следующим:

  1. На максимум открываем канал подачи воздуха.
  2. Также на максимум откручиваем и регулятор размера факела.
  3. Нажимаем кнопку на краскопульте.
  4. На редукторе компрессора или фильтр группе выставляем нужный показатель давления.

Вариант 4. Если манометр вообще отсутствует.

Это наименее точный способ настройки. Без измерительных датчиков вам будет сложно ориентироваться по давлению, поступающему в инструмент. Обычно мастера в таком случае «на глаз» выставляют параметры на компрессоре или же фильтр группе.

Тут можно учитывать примерные потери показателей при прохождении воздушного канала и фильтров. Так на воздушный канал диаметром 9мм и длиной около 10 м, могут припадать потери около 0,6 атмосфер, а в фильтрах около 0,3 – 0,5 атмосфер. Если фильтры забиты, то потери будут выше. Используя данную погрешность, выставляют и нужное давление на компрессоре.

Пошаговая инструкция:

  1. На максимум откручиваем регулятор подачи воздуха и размера факела.
  2. Нажимаем спускной рычаг.
  3. Выставляем на компрессоре давление согласно заданному производителем и накидаем сверху 0,9 – 1 бар.
  4. Тестируем полученный результат.

Вариант 5. Если краскопульт no name.

Часто можно встретить случаи, когда неопытный маляры покупают дешевый китайский краскопульты, у которых даже нет технической документации. Перед вами встанет задача подбора рабочего давления воздуха для этого инструмента, и тут вы потратите много сил и нервов для того, чтобы хоть немного настроить дешевый вариант краскораспылителя.

Для калибровки такого инструмента в бачок с материалом заливают эмаль. Далее полностью откручивают все регуляторы. Нажимают на клапан и, регулируя винт подачи воздуха, добиваются максимально ровной формы окрасочного факела. При этом сам краскопульт размещают на расстоянии около 15 см от тестовой поверхности. Когда вы получите «лучший из возможных» результат это и будет рабочим давлением.

Работать с копиями известных брендов будет практически не реально, так как опытные мастера говорят, что добиться равномерного факела фактически не реально и в любом случае будут «плевки» краской и наплывы. Лучше не экономить на оборудовании и сразу купить приобрести хороший инструмент.

Настройка размера факела краскопульта

На самом деле максимально равномерное покрытие получается при работе с максимальным размером окрасочного факела. Чем шире распыляемое пятно правильной формы, тем более равномерный слой ЛКП вы получите в результате, это в частности обусловлено и меньшим количеством проходов и переходов между ними.

Существуют и исключения в этом вопросе. Например, если вы осуществляете локальную покраску, или же обрабатываете места изгибов, труднодоступные детали и прочее. В таких случаях размер факела нужно регулировать, подкручивая отвечающий за это винт на корпусе краскопульта.

Регулируем подачу лакокрасочных материалов

При полной покраске кузова авто или же отдельных его деталей, лучшим решением будет полностью открыть регулятор подачи краски. В случаях частичной обработки поверхности или работы с труднодоступными областями деталей можно корректировать подачу материала согласно выставленных вами требований.

Учтите, что при максимально открученном регуляторе краски будет минимальный износ сопла и иглы покрасочного пистолета

Выбор диаметра сопла

На работу краскопульта с различными типами материалов напрямую влияет такая деталь как сопло и его диаметр. Тут работает формула: чем гуще материал – тем дюзу больше размера нужно вкручивать на инструмент.

Часть производителей в технической документации даже указывают, какой размер сопла использовать для материалов с различной вязкостью. Мы предоставим вам, примерные характеристики, на которые можно ориентироваться.

  • базовая краска (эмаль) – 1,3 – 1,4 мм.
  • акриловые эмали и лаки – 1,4 – 1,5 мм.
  • грунтовка – 1,5 – 1,8 мм.
  • жидкая шпаклевка – 2 – 3 мм.
  • резиносодержащие покрытия (антигравий) – 6 мм.

Каждый мастер выбирает тот размер сопла, с которым ему удобно работать. Ведь чем меньше дюза, тем меньший расход материала и на выходе будет тоньше слой, но работать нужно будет дольше. Если брать больший диаметр сопла, то возможны подтеки материала на поверхности, и без практики нанесения краски или лака новичку будет сложно избежать дефектов.

Тестирование краскопульта

После того как вы провели предварительные настройки, вам нужно протестировать полученный результат на черновой поверхности, перед тем как начать работать с кузовом авто.

Существует три основных теста, которые маляра проводят перед началом работ, чтобы проверить корректность работы инструмента, и при необходимости немного его откалибровать.

  1. Тест на правильность формы отпечатка факела.
  2. Тест на равномерность распределения материала в факеле.
  3. Тест на качество распыления.

Давайте пошагово разберем каждый из них.

Тест на правильность формы отпечатка факела

Для начала в качестве тренировочной поверхности обычно используют лист бумаги, для этого его закрепляют на стене, чтобы удобно было тестировать оборудование.

Далее процедура следующая:

  1. Узнайте рекомендуемое расстояние удаленности краскораспылителя от рабочей поверхности, а это для типов HVLP и LVLP 15 – 20 см, а для конвенциональных аппаратов около 20 см. Поднесите инструмент на такое расстояние.
  2. Направьте воздушную головку перпендикулярно листу и на 1 секунду зажмите спускной клапан.
  3. Проанализируйте форму полученного отпечатка от факела.

Чтобы оценить результат мы приведем изображения того как должно быть и как быть не должно.

В идеале должна получиться форма вертикально вытянутого овала с равномерно распределенной краской по всей площади, при этом края могут быть немного размыты. Не должно быть выпуклостей и впадин на боковых частях овала, а также краска должна распыляться без просветов.

Причиной нарушения формы или однородности пятна факела является неправильная регулировка, и вам нужно подогнать настройки краскопульта. Если вы заметили наплывы краски в центре пятна или на краях, то попробуйте прикрутить винт подачи материала. Если же форма факела имеет вид восьмерки, то уменьшите входное давление. Форму в виде банана пятно получает за счет того, что забился один из каналов воздушной головки пистолета.

Тест на равномерность распределения материала в факеле

Для этой процедуры вам нужно развернуть краскопульт в горизонтальное положение, и на чистый лист бумаги, подвешенный на стене начать распылять краску. Распылять нужно до тех пор, пока материал не начнет стекать по листу вниз. По скорости стекания и расстояния между ними можно судить о равномерности распределения краски по всей площади, наносимой факелом.

Пример образцов, по которым вы можете сориентироваться приведен ниже на фото.

Этот тест имитирует реальный процесс нанесения материала на деталь машины. Нужно зажать спускной рычаг и провести по горизонтали краскопультом закрашивания несколько листов бумаги. Вы сможете опробовать инструмент в работе, определиться с размером сопла, если слой очень тонкий или слишком много «поливает».

На этом настройка краскопульта для авто завершена и можно приступать к работе.

Видео об универсальной калибровке инструмента фирмы Walcom.

Выводы. С помощью такой настройки вы сможете подстраивать инструмент под различные типы краски и под лак, которые имеют разную вязкость состава. Старайтесь подходить к вопросу комплексно, проверяя все опции перед началом работ, и не экономьте на инструменте.

Видео настройки китайского пистолета девилбис.

Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.

В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:

  • корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
  • спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
  • выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
  • резервуар (бачок) для краски,
  • регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.

Устройство краскопульта SATA

К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

Функции и расположение регуляторов

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.

  • Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
  • Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
  • На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.

Регуляторы на корпусе краскопульта SATA

Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

Система окрасочного пистолета

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:

  • конвенциональные (высокое давление);
  • HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
  • LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции

На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).

Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.

Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.

Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

Настройка входного давления

Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.

Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.

Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.

1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.

2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.

Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).

Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.

Если пистолет оборудован встроенным манометром

Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.

SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром

Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.

Если манометр без регулятора

Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.

Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.

Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»

Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.

Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.

Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.

Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».

SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.

Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.

Диаметр сопла

Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.

Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):

  • базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
  • акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
  • жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
  • грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
  • жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
  • антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).

Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.

Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».

Тестируем краскопульт

Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:

  • тест правильности формы отпечатка факела;
  • тест на равномерность распределения краски в факеле;
  • тест на качество распыления.

Основным из них является первый, с него и начнем.

Тест правильности формы отпечатка факела

Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.

  1. Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
  2. Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
  3. Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
  4. Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.

Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально

При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.

Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.

Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте .

Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.

Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.

Тест на качество распыления

Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.

Тест на качество распыления

Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Резюме

  • При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
  • При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
  • Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
  • Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
  • Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.

Устройство и принцип работы краскопульта

Наиболее часто, как в бытовой, так и в профессиональной сфере, используются электрические и пневматические краскораспылители с различным расположением бачков. Также данные аппараты могут иметь встроенный в рукоятку или подсоединенный к ней манометр.

Электрический краскораспылитель

Электрический краскопульт состоит из пластикового или алюминиевого корпуса, в котором размещены следующие элементы (см. рис. ниже).

  1. Электромагнит. Работает в импульсном режиме, притягивая планку.
  2. Колеблющаяся планка. Притягивается магнитом и толкает поршень вперед.
  3. Регулятор подачи краски. Ограничивает подвижность колеблющейся планки.
  4. Сопло. Распыляет ЛКМ или другие составы.
  5. Цилиндр. Является корпусом насоса, в котором двигается поршень.
  6. Клапан. Открывает и закрывает подачу краски.
  7. Всасывающая трубка. Предназначена для всасывания ЛКМ. На конце трубки может быть установлен фильтр.
  8. Пружина поршня. После движения поршня вперед возвращает его (вместе с планкой) в исходное положение.
  9. Поршень. Всасывает и выталкивает ЛКМ из краскораспылителя.

Также на приборе имеется кнопка включения, штуцер для подсоединения бачка.

Краскопульт работает по следующему принципу. После нажатия пусковой кнопки, на электромагнит (1) поступает ток короткими импульсами. Электромагнит при этом то притягивает планку (2), то отпускает ее. Диапазон движения планки, а соответственно и поршня, регулируется винтом (3). Планка, надавливая на шток поршня (9), приводит его в движение. Возвратно-поступательные движения поршня всасывают ЛКМ из бачка и выталкивают состав в сторону клапана (6). При движении поршня вперед клапан открывается и пропускает краску к соплу (4), через которое она распыляется. При обратном движении поршня, которое обеспечивает разжимающаяся пружина (8), клапан закрывается, и происходит подсасывание ЛКМ из бачка через трубку (7). Далее, процесс повторяется.

Важно! К электрическим краскопультам относятся и модели с выносным компрессором. В таком случае устройство краскопульта немного отличается, а принцип работы покрасочного пистолета схож с работой пневматического краскораспылителя.

Пневматический краскопульт

Инструмент работает от сжатого воздуха, поступающего от компрессора. Ниже приведена схема (в разрезе), на которой можно увидеть конструкцию прибора.

Пневматический краскопульт имеет в своей конструкции следующие элементы (см. схему выше).

  1. Распылительная головка вместе с дюзой (соплом). Дюза в краскопульте и воздушная головка являются съемными элементами. Они могут иметь разный диаметр выходных отверстий, который подбирается в соответствии с вязкостью состава, предназначенного для распыления.
  2. Бачок для краски. Изготавливается либо из пластика, либо из металла, и может устанавливаться как в верхней части инструмента, так и в нижней.
  3. Корпус краскопульта. Служит основой, в которой устанавливаются все элементы прибора.
  4. Запорный винт. Регулирует интенсивность подачи краски посредством ограничения или увеличения подвижности запорной иглы. Некоторые модели краскораспылителей имеют регулятор подачи воздуха.
  5. Рукоятка. Предназначена для удобного удержания инструмента в руке.
  6. Прокладка. Выполняет роль уплотнителя в механизме, двигающем иглу.
  7. Спусковой курок. Приводит в движение запорную иглу.
  8. Запорная игла. Открывает или закрывает отверстие сопла.

Работа пневмокраскопульта выглядит следующим образом. При несильном нажатии на курок происходит открытие воздушного клапана, и воздух начинает поступать через отдельный канал в воздушную головку. При дальнейшем нажатии на рычаг отодвигается игла, открывая сопло, через которое начинает вытекать краска. Краска, смешиваясь с потоком воздуха в воздушной головке, дробится на мелкие частицы, образуя факел аэрозоля.

Для удобной работы с краскораспылителем используют специальный настенный держатель.

Также малярами широко используется подставка для краскопульта, которую легко можно сделать своими руками.

Нюансы конструкции краскораспылителей с различным типом бачка

Устройство краскопульта с верхним бачком, а также принцип его работы, рассматривался выше. Единственное, что стоит уточнить, так это способ подачи ЛКМ в корпус инструмента. Поскольку бачок для краски находится в верхней части прибора, то она стекает к запорной игле естественным путем, вследствие силы притяжения.

Устройство краскопульта с нижним бачком отличается лишь расположением последнего. Забор краски из него происходит за счет разрежения, создаваемого потоком воздуха внутри прибора. В дальнейшем, работа краскораспылителя не отличается от работы прибора с верхним расположением емкости.

Кроме всего, не так давно на рынке оборудования для нанесения ЛКМ появились вакуумные бачки. Их с успехом применяют вместо штатных бачков краскораспылителей. Вакуумный бачок представляет собой жесткий стакан-колбу с отверстием на дне, в который вставляется мягкий стаканчик с крышкой. На колбе нанесена шкала, по которой удобно определять количество краски.

Преимущество вакуумных бачков в том, что они позволяют работать краскопульту в любом положении. Независимо от того, как повернут прибор, вверх бачком или вниз, краситель все равно поступает в пистолет благодаря образующемуся в мягком стакане вакууму. При этом стакан деформируется, и краска выжимается из него полностью.

Настройка параметров краскопульта перед работой

Если посмотреть на корпус современного краскораспылителя, то можно увидеть 2 или 3 регулировочных винта. Первый регулятор может располагаться либо сверху, либо сбоку корпуса, как, например, у краскораспылителей SATA (см. рис. ниже). Отвечает он за форму и размер факела аэрозоля.

Второй винт позволяет регулировать диапазон перемещения иглы, от которого зависит количество ЛКМ, подаваемого в сопло. Некоторые модели краскораспылителей имеют и третий регулятор. С его помощью можно регулировать подачу воздуха в инструмент.

Настройка краскопульта подразумевает правильную установку баланса “материал-воздух”. Настроив оптимальное соотношение, можно добиться идеальной формы аэрозольного факела, которая будет способствовать равномерному распылению состава на обрабатываемую поверхность.

Настройка давления на входе краскораспылителя

Важно! Параметр входного давления указывается производителем в тех. документации к прибору и является нормированным.

Настройка входного давления, в идеале, должна производиться с помощью регулятора, со встроенным манометром, который подсоединен к рукояти прибора. Объясняется это тем, что потери давления в магистрали могут доходить до 1 бар и выше. Чем длиннее воздуховод, и чем больше на нем изгибов, тем больше потери давления. Также на этот параметр влияют установленные фильтры и влагомаслоотделители.

Совет! Рекомендуется, особенно для начинающих маляров, устанавливать регулятор как можно ближе к рукояти распылителя, что позволит произвести точную настойку прибора.

С регулятором и манометром

Регулировка краскопульта с верхним бачком с установленным регулятором и манометром не отличается сложностью:

  • сначала следует максимально открутить регулировочный винт (1) (см. рис. ниже), отвечающий за подачу воздуха;
  • далее, выкручивается регулятор формы и размера факела (2);
  • после выкручивания винтов, следует нажать на курок (3), после чего начнется подача воздуха;
  • на последнем этапе нужно установить значение на манометре (4), соответствующее рекомендованному, поворачивая регулятор давления.

С электронным манометром

Некоторые “продвинутые” модели краскораспылителей имеют встроенный электронный манометр.

Отрегулировать краскопульт со встроенным электронным манометром еще проще (см. рис. далее).

  1. Максимально откройте регулятор факела.
  2. Нажмите на курок.
  3. Руководствуясь показаниями манометра, поворачивайте регулятор воздуха до тех пор, пока уровень давления на входе в прибор не достигнет рекомендованных значений.

С манометром без регулятора

В случае, когда на рукояти краскопульта присутствует манометр без регулятора, то правильно настроить краскопульт можно следующим образом (см. рис. ниже).

  1. Выкрутите до максимума регулятор воздуха.
  2. Выкрутите максимально регулятор факела.
  3. Далее, чтобы обеспечить подачу воздуха в пистолет, следует нажать на курок.
  4. Произведите регулировку давления с помощью редуктора или фильтр-группы, установленных на выходе компрессора, сверяясь с показаниями манометра.

Без манометра

Если краскораспылитель не оборудован манометром, то можно произвести грубую, приблизительную настройку прибора с помощью редуктора компрессора, с учетом потерь давления в магистрали.

Совет! Перед настройкой инструмента следует учитывать, что фильтр, если он исправен и не засорен, снижает давление на 0,3-0,5 атм., не говоря уже о забитом элементе. К тому же, приблизительно 0,6 атм. “потеряется” в воздушном шланге, если он имеет внутренний диаметр 9 мм и длину 10 м.

Настроить краскопульт для покраски, если он не имеет измерительного прибора, можно следующим методом (см. рис. далее).

  1. Откройте подачу воздуха на краскораспылителе.
  2. Откройте регулятор, отвечающий за ширину факела.
  3. Нажмите на курок, открывающий подачу воздуха.
  4. С помощью редуктора, размещенного на выходе компрессора, следует выставить давление с учетом его потерь в магистрали. То есть, на манометре должно быть давление на 0,6 бар выше от рекомендованного, при условии, что к прибору подсоединен шланг длиной 10 м с внутренним диаметром 9 мм. Для более точного расчета следует учесть наличие фильтров, установленных между краскопультом и компрессором.

Если краскопульт от неизвестного производителя

Иногда возникают ситуации, когда к прибору нет инструкции, или невозможно определить его производителя, чтобы выяснить, какое давление нужно для краскопульта. Узнать входное давление, требуемое для такого неизвестного инструмента, можно лишь опытным путем.

  1. Первым делом, следует подобрать ЛКМ стандартной вязкости и залить его в бачок.
  2. Далее, требуется открутить все регуляторы на инструменте и с помощью винта регулировки на манометре “поэкспериментировать” с давлением. Требуется добиться такого его значения, при котором на окрашиваемой поверхности появится равномерный отпечаток факела. При этом инструмент следует держать на расстоянии 15 см от поверхности, подготовленной для теста.
  3. При достижении требуемого результата, зафиксируйте значение входного давления. Это и будет рабочим давлением для данного прибора.

Важно! Следует знать, что большинство дешевых, неизвестного происхождения краскопультов, для нормальной работы требуют повышенный расход воздуха, более 200 л мин. Соответственно, не каждый компрессор сможет обеспечить такой инструмент необходимым количеством сжатого воздуха, что скажется на результате окрашивания.

Размер окрасочного факела

Не секрет, что эффективность нанесения покрытия с помощью краскораспылителя во многом зависит от состояния факела. Чем больше его размер, и выше плотность аэрозоля, тем равномернее наносится покрытие на поверхность при малом количестве проходов. Но в некоторых случаях требуется устанавливать небольшой размер факела, например, если требуется нанести покрытие на мелкие детали или произвести покраску в труднодоступных местах.

Размер факела регулируется просто: поворачивая винт в сторону знака “+”, ширина факела увеличивается, и, наоборот, при движении регулятора в сторону знака “-” происходит уменьшение зоны распыления.

Совет! В большинстве случаев данный регулировочный винт должен находиться в максимально открытом положении.

При проведении стандартных ремонтов, нанесения различных покрытий и покраске кузовов, рекомендуется открывать регулятор подачи материала полностью. Обычно это 3-4 оборота регулировочного винта. При этом сопло должно полностью отрываться после нажатия на курок.

Размер сопла

Немаловажную роль при настройке краскораспылителя играет диаметр сопла. Он подбирается под густоту состава, который будет использоваться для распыления. Ниже приведена таблица, по которой можно быстро определить, какой диаметр сопла потребуется для нанесения различных покрытий.

Основные неисправности краскопульта

Несмотря на простую конструкцию, краскопульт все же подвержен поломкам. Часто встречающиеся неисправности краскопульта можно пересчитать на пальцах.

Пистолет не красит

Такое случается в следующих ситуациях.

  1. Давление воздуха в системе предельно низкое. Для устранения проблемы следует отрегулировать компрессор.
  2. Нарушена подача краски по причине засорения иглы и сопла. Необходимо разобрать краскопульт и очистить перечисленные элементы.
  3. Повреждены игла или сопло. Требуется замена деталей.

Краскораспылитель плюется

Причиной того, что краскопульт плюется, могут послужить несколько неисправностей.

  1. Плохо затянута воздушная головка. Требуется хорошо прикрутить деталь.
  2. Вязкость краски не соответствует давлению воздуха. Нужно добиться приемлемого соотношения “давление-вязкость”.
  3. Краска слишком густая. Необходимо приготовить краску меньшей густоты.
  4. Засорился сапун на бачке с красителем. Необходимо снять пробку и прочистить отверстие в ней.
  5. Упало давление в ресивере ниже нормы. Требуется в настройках компрессора установить нижний порог давления, соответствующий рабочим характеристикам окрасочного пистолета.

Факел смещается в сторону

Если факел распыленной краски смещается в сторону от пистолета, то причины этого могут быть следующие.

  1. Засорение боковых отверстий воздушной головки. Требуется снять головку и прочистить ее.
  2. Повреждение боковых отверстий воздушной головки. Поврежденную деталь следует заменить.

Несимметричность пятна факела

В данном случае, проблема может вызываться следующими неисправностями.

  1. Засорение сопла. Ремонт краскопульта в данном случае заключается в снятии сопла и прочистке его отверстия.
  2. Повреждение сопла. Требуется замена детали.
  3. Засорение воздушной головки, а именно, ее центрального отверстия. Следует снять воздушную головку, промыть и прочистить ее.
  4. Повреждение центрального отверстия воздушной головки. Данная деталь требует замены.

Что такое пневмокраскопульт

Объясняя суть устройства в двух словах, пневматический краскопульт можно охарактеризовать, как окрасочный пистолет, работающий от напора воздуха. Углубляясь в детали, можно заметить, что данное устройство может быть разных форм и размеров.

Помимо моделей обычных габаритов, можно встретить миниатюрные пульверизаторы со слегка сниженной производительностью, но не достоинствами, которыми обладает пневматический краскопульт. Верхний бачок способствует естественной подачи краски, за счет силы притяжения, но пистолеты с нижним расположением работают по принципу разряжения, вытесняя ЛКМ из емкости напором воздуха. На некоторых устройства, преимущественно миниатюрного размера, бачок может находиться сбоку по направлению вверх и поворачиваться на 360°, обеспечивая работу краскопульта в любом положении. Существую так же вакуумные бачки, представляющие собой конструкцию из жесткого каркаса с нижним отверстием и мягкой емкости, сжимающейся по мере всасывания и разбрызгивания жидкости. Такой вид бачка, так же, позволяет использовать инструмент во всех положениях.

Пневматические инструменты окрашивания, обрели заслуженную популярность в производстве, бизнесе и быту современного человека. Внешний стиль инструментов, в связи с многообразием моделей, может существенно разниться, но основной принцип их действия остается неизменным. Давайте разберем, из каких компонентов состоит пневматический краскопульт, и как работает механизм, заставляющий поток краски разлетаться на миллионы мельчайших частиц.

Устройство пневматического краскопульта

Распыление краски пневматическим краскопультом происходит по принципу аэрозоля, где главной движущей силой является поток воздуха, исходящий из компрессора. Попадая в устройство по специальному шлангу, воздух оказывается в рукоятке устройства, где упирается в герметичную заслонку. При нажатии спускового курка, заслонка сдвигается, позволяя потоку пройти по внутренним каналам корпуса пистолета и вылететь через сопло. Помимо освобождения прохода воздуха, нажатый до упора курок отодвигает иглу, блокирующую подачу материала. Таким образом, в первую очередь по инструменту проходит поток воздуха, а уже потом подхватывает краску, когда к ней открывается доступ.

Представленная выше концепция работы пневматического краскопульта, является основой, используемой во всех моделях, независимо от расположения бачка, давления и объема воздуха (HP, HVLP, LVLP). Увидеть, как работает краскопульт более наглядно, можно в следующем видеоролике, где автор подробно описывает принцип действия, уделяя внимание каждой детали.

Основные компоненты механизма

Конструкция пневматического краскопульта достаточно проста для понимания, так как состоит из небольшого числа компонентов. Краткое описание каждой детали, поможет сформировать максимально четкое представление о принципе работы данного инструмента. Следующее перечисление элементов организовано по порядку движения воздуха в устройстве: начиная от попадания корпус и заканчивая вылетом из сопла.

Пистолет

Корпус пневматического пульверизатора, является неотъемлемой основой, объединяющей в себе все детали устройства. Рукоятка пистолета имеет специальный штуцер, куда устанавливается шланг для краскопульта, обеспечивающий инструмент напором воздуха. Выше идет запорный клапан, соединенный с курком. В стволе располагается герметичный канал для воздуха и несколько пазов с элементами регулировки подачи материала, размера факела и напора воздуха. Последний регулятор может располагаться в рукоятке. Помимо воздушного канала, пистолет для краскопульта располагает отсеком для материала, выход из которого, плотно перекрывается толстой иглой с конусообразным наконечником.

Конструкция курка подразумевает поочередное открытие клапанов. При нажатии, в первую очередь отодвигается заслонка в рукоятке, освобождая путь для воздуха, после чего отодвигается игла, открывая подачу материала. Финальным и важнейшим элементом пистолета, является сопло, где воздух взаимодействует с жидкостью, разбивая её на мельчайшие частицы.

Игла

Длинный металлический стержень с конусообразным наконечником, именуемый иглой, необходим для контроля подачи лакокрасочного материала в сопло. Оборудован упором для надежной фиксации в курке инструмента. С противоположного от конуса конца, имеет перпендикулярный паз, предназначенный для соединения с винтом регулировки подачи материала.
Диаметр иглы для краскопульта, во многом зависит от размеров дюзы (сопла), который может располагаться в пределах 0.5 – 1.8 мм (для моделей стандартного типа). Для эффективной подачи материала, данные элементы требуют большой точности подгонки, поэтому зачастую продаются комплектом (дюза, игла и воздушная головка).

Бачок

Емкость для заливки материала с дальнейшей подачей в устройство, может иметь несколько вариантов исполнения и расположения. Наиболее распространены 2 положения бачка: верхнее и нижнее. На более компактных моделях пневматических краскопультов, емкость может быть установлена сбоку, что позволяет использовать инструмент в любой позиции, направляя её вверх.
Нижнее расположение бачка, наиболее подходит для обработки вертикальных поверхностей, когда пистолет имеет прямое положение. Такие емкости зачастую имеют больший объем (в среднем 1 л), и выполняются из металла. Подача лакокрасочного материала, происходит по принципу разрежения, происходящего за счет потока сжатого воздуха, проходящего над выходной трубкой емкости.
Краскопульт с верхним бачком имеет более широкий спектр применения. При работе подобным инструментом, его можно держать по направлению вверх, вниз, или перед собой (наклоняя в разумных пределах). В большинстве случаев, емкости выполняются из пластика и располагаются под углом, относительно ствола пистолета. Подача материала в сопло, осуществляется под действием привычной гравитации, заставляя жидкость стекать вниз.
Максимальное удобство работы краскопультом, обеспечивают специальные вакуумные бачки, которые могут быть установлены как сверху, так и снизу пистолета. Данные приспособления, состоят из нескольких элементов: наружного каркаса из пластика, внутреннего мягкого стаканчика, переходника и крышки с сеточкой, представляющей собой фильтр для краскопульта. Во время распыления, внутренняя, мягкая емкость сжимается, позволяя эксплуатировать инструмент в любом положении. По официальным данным, бачки подобного типа, считаются одноразовыми, но по отзывам пользователей вполне пригодны для повторного использования после промывки.

Сопло (дюза)

Промежуточный элемент между иглой и воздушной головкой. Выражаясь простым языком, дюза краскопульта — это монолитная металлическая деталь, с отверстием для материала в центре, и несколькими отверстиями для воздуха, расположенными по радиусу. Служит для подачи краски на поверхность воздушной головки, где происходит её распыление за счет сжатого воздуха. Диаметр сопла краскопульта влияет на размер капель образуемого окрасочного факела. Данный параметр стоит учитывать исходя из материала, с которым предстоит работать. Для красок на водной основе и лаков с низкой вязкостью, подойдет диаметр 1.4 мм, а более густые эмали, грунтовки и прочие, потребуют уже 1.6 мм. По причине частого засорения или неэффективности работы с тем или иным материалом, дюза для краскопульта является одной из самых востребованных сменных деталей. В большинстве случаев, данный элемент продается в комплекте с воздушной головкой и иглой, так как эти части требуют друг от друга высокой точности в размерах.

Дополнительные элементы

Использование пневматического краскопульта, становиться удобнее и эффективней, когда он оснащается вспомогательными элементами. Представленные ниже устройства, не являются обязательными, но оказывают серьезное влияние на рабочий процесс.

Редуктор для краскопульта

Компактное устройство, включающее в себя манометр и регулятор давления. Используется для точной настройки инструмента перед работой. Является промежуточным звеном между краскопультом и шлангом, позволяя точно определить и настроить необходимое давление воздуха. Индикатор может быть механический или цифровой. Некоторые современные модели профессиональных пульверизаторов, оснащаются встроенным редуктором, установленным в рукоятку.
Манометр, установленный в компрессор, показывает лишь давление воздуха на выходе из ресивера (баллона). Проходя по герметичному шлангу, данный показатель падает в среднем на 1-2 атмосферы. Нужен редуктор для краскопульта, для получения показателя давления, непосредственно на входе в инструмент. Когда напор соответствует требованиям, эффективность использования пульверизатора, значительно возрастает.

Влагоотделитель

Когда перед пневматическим краскопультом встает задача создания идеально ровного и гладкого слоя, где мельчайшие дефекты исключены, ответственность во многом ложиться на качество воздуха. Если поток движущей силы будет влажным, то на окрашенной поверхности, без сомнения, образуются нелицеприятные кратеры. Обеспечить максимально сухое и чистое давление, призван специальный влагоотделитель для краскопульта, устанавливаемый на между рукояткой инструмента и концом шланга компрессора.
Помимо миниатюрных устройств, подключаемых на инструмент, существуют целые мини-станции по очищению воздуха от пыли, грязи, масел и влаги. Эти блоки достаточно громоздки, чтобы устанавливать их на пистолет, поэтому их подключают к шлангу компрессора, а от них ведут ещё один шланг, уже к краскопульту. Если сравнивать миниатюрный влагоотделитель на краскопульт с блоком подготовки воздуха, эффективность последнего будет гораздо выше, как и его цена. Целесообразность приобретения профессионального устройства, следует определять из своих требований к качеству лакокрасочного слоя.
статья из рубрики Рейтинг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *