Отмостка из плитки

Что нужно для выполнения работы?

Для работ по устройству отмостки из тротуарной плитки вам будут нужны материалы:

  • цветная или серая плитка, равная по общей своей площади поверхности отмостки, которую предварительно необходимо будет измерить и посчитать;
  • рулонная гидроизоляция или плотная полиэтиленовая пленка на покрытие полуторной площади отмостки;
  • геотекстиль, по площади равный размерам гидроизоляции;
  • бордюрный камень на весь периметр внешнего края отмостки;
  • песок, карьерный или речной;
  • цемент марки не менее М300;
  • щебень;
  • глина обыкновенная;
  • водосточные коллекторы.

В том случае, если вы будете производить работы самостоятельно, то вам потребуется набор инструментов, в который входят:

  • измерительная рулетка длиной не менее 5 метров;
  • колышки и капроновый шнур;
  • строительный уровень;
  • штыковая и совковая лопаты;
  • резиновый молоток;
  • мастерок;
  • емкость для замешивания раствора и бетона.

После того, как вы закупите все необходимые материалы и подготовите инструменты, можно начинать работы. Ход работ и описание его этапов вы сможете посмотреть на прилагаемом видео в конце материала.

Кладка плитки

Начинать кладку лучше всего с угла дома. При кладке старайтесь подгонять отдельные плитки как можно плотнее друг к другу. Если это не получается, то определите для себя допустимый зазор и вставляйте между плитками пластиковые крестики или просто деревянные щепки. Зазоры позволят вам сделать кладку ровной независимо от качества материала.

Укладка тротуарной плитки.

После того, как вся тротуарная плитка для отмостки вокруг дома уложена, замешайте раствор в пропорции одна часть цемента на три части песка для последующей фиксации плиточного покрытия. Раствор нужно сделать густым, поскольку жидкая смесь быстро отдаст воду и качество раствора снизится.

Объем заготовленной смеси не должен превышать необходимое в данный момент количество (ориентировочно для укладки двух десятков плит). Если сделать больше, то раствор со временем начнет осаживаться и густеть, а его раскладка станет затруднительной. Согласитесь, вы же не сразу реализуете весь заготовленный объем.

Снимите с песка один ряд уже уложенной плитки и положите на песок слой приготовленного раствора. Толщина слоя должна быть не менее трех сантиметров. При кладке старайтесь, чтобы слой раствора возле здания был немного толще. Это позволит создать необходимый уклон для более эффективного скатывания воды.

Теперь положите плитку на то место, где она была до этого, но уже на подготовленный цементный раствор.

При кладке используйте резиновый молоток, пристукивая плитки для посадки их на место по уровню.

Можно использовать ровную и прочную деревянную рейку, при помощи которой легко выровнять несколько плиток одновременно.

Продолжайте класть плитку по рядам, но не снимайте одновременно более одного ряда. Для проверки качества кладки используйте строительный уровень. В горизонтали ряды должны быть уложены идеально, а в линии перпендикулярной стене дома с небольшим уклоном от него. Такая технология кладки обеспечивает ровную поверхность с уклоном, позволяющим беспрепятственный сход воды.

Обработка швов и оставшихся пустот

После того, как основание надежно зафиксировало, а тротуарная плитка на месте её кладки, нужно переходить к обработке швов. Для этого необходимо удалить все пластиковые крестики или щепки, которые устанавливались для выравнивания неровных краев.

Для заполнения швов можно использовать различные материалы и способы.

Самый простой способ — это заполнений швов песком. В этом случае излишки воды будут уходить через эти швы и, достигнув слоя гидроизоляции, по предусмотренному заранее уклону, скатываться в противоположную сторону от дома.

Тогда отмостка будет всегда оставаться сухой, а вода отводиться в сторону от фундамента. Недостатком этого варианта является выветривание со временем песка и необходимость его пополнения.

Другой вариант подразумевает расшивку швов цементным раствором в той же пропорции, какая применялась при кладке. В результате поверхность отмостки станет идеально гладкой, но будет образован общий монолит, в котором не учитываются тепловые расширения материалов. Применять такой способ заполнения возможно только при ширине отмостки не превышающей 800 мм.

После затирки швов цементным раствором, необходимо выждать еще пару дней и хорошо промыть ее щеткой, поливая водой. Теперь она примет окончательно надлежащий вид. Далее вам предлагается пошаговая инструкция о том, как сделать отмостку вокруг дома из тротуарной плитки своими руками на видео.

Отделка отмостки вокруг дома – 3 способа на любой вкус и кошелек

Vadim 23519 2 11

Я бы не стал утверждать, что какой-либо из представленных ниже вариантов является приоритетным. Зачастую выбор зависит от финансовых возможностей, а в случае с обустройством конструкции своими руками, еще и от профессиональных навыков.

К жестким, монолитным конструкциям относятся дорожки основой которых является наливная железобетонная плита или асфальт. В обоих случаях цена такого сооружения довольно высока, плюс заливка армированного бетона всегда была делом тяжелым и ответственным.

Одним из самых главных достоинств подобных конструкций заслужено считается их долговечность. При условии грамотного обустройства, такая дорожка будет верой и правдой служить своим хозяевам не меньше чем сам дом. Лично я всегда настаиваю на монтаже именно таких конструкций.

Если вы собираетесь утеплять свою дорожку возле дома, то жесткие конструкции это единственно правильный выбор. Монтировать утеплитель на полужестких или мягких отмостках нет смысла.

Схема обустройства бетонированной дорожки.

Полужесткие конструкции представляют собой многослойный пирог, нижние слои которого состоят из песка и щебня, а сверху монтируется какой-либо блочный материал. Чаще всего это тротуарная плитка, те же, у кого финансовые возможности побольше, могут позволить себе натуральный камень.

Утепление в таких конструкциях не предусмотрено, плюс они абсолютно не подходят для монтажа на пучинистых грунтах. Хотя обойдется полужесткая отмостка дешевле, чем предыдущий вариант. Что же касается простоты обустройства, то полужесткую дорожку не намного легче монтировать, по сути, здесь отсутствует только заливка бетона.

Схема обустройства полужесткой дорожки.

Мягкие конструкции также нельзя утеплять, но зато это самый малобюджетный, быстрый и простой в обустройстве вариант. Такие дорожки можно монтировать на любых грунтах. Существенным минусом является низкая долговечность мягкой отмостки, без ремонта она может простоять не более 7 лет.

Чаще всего мягкие дорожки монтируются как временный и не дорогой выход из положения. Как только у вас появятся свободные средства, вы в течение дня снимите верхние слои и начнете монтаж капитальной, жесткой конструкции.

Схема обустройства мягкой дорожки.

Каковы требования к обустройству дорожек

Так как эти дорожки монтировались всегда, на них есть соответствующие нормативы, обычно принято руководствоваться СНиП 2.02.01-83 (параграфы 3.182 и 4.30). Слишком дотошные хозяева могут еще ознакомиться со СНиП III-10-75, ГОСТ 9128-97 и ГОСТ7473-94, хотя данные во всех этих документах перекликаются.

  • Все нормативы говорят, что по ширине дорожка вокруг дома должна быть шире свеса кровли минимум на 200 мм, при этом сама дорожка не может быть уже 600 мм. Но как практик, могу вам сказать, что минимум для нормальной отмостки составляет 800 мм – 1м;
  • Для бетонных конструкций с утеплением предусмотрены другие нормативы. Если им следовать, то ширина дорожки должна быть равна глубине промерзания грунта в данном районе, но соблюдать эти нормативы есть смысл только на влажных, пучинистых грунтах, в остальных случаях вполне достаточно стандартной метровой дорожки;

Каменная дорожка, поднятая над грунтом.

  • По поводу длины все просто, раз дорожка призвана защищать фундамент от влаги и промерзания, значит, она должна быть везде, где есть фундамент. Исключение может составлять разве что крыльцо, хотя под бетонное крыльцо также закладывается фундамент;
  • По нормам глубина закладки отмостки должна составлять половину от глубины промерзания грунта в этой местности, но эти нормы писались больше для высотных, многоэтажных домов. Исходя из личного опыта, для обычного частного дома высотой в 2 – 3 этажа максимум составляет полметра, а на стабильных грунтах достаточно вообще 30 см;
  • В монолитных железобетонных конструкциях минимальная толщина бетонной армированной прослойки стартует от 70 мм. Но здесь многое зависит от финишной отделки, так для монтажа тротуарной плитки действительно хватит 70 см, а если бетон планируется оставлять «голым» или обкладывать какой-либо тонкой плиткой, то толщина армированной прослойки должна быть порядка 100 мм.
    Опять же нормативы предписывают на высоконагруженных участках заливать бетонную плиту в 150 мм, хотя, на мой взгляд, это лишнее, плита в 100 мм легковой автомобиль выдержит, а парковать танк в своем дворе вы вряд ли будете;

Дренажная труба под слоем армированного бетона.

  • Естественно любая дорожка вокруг дома должна иметь определенный уклон для стока воды, согласно СНиП III-10-75 этот уклон колеблется от 1º до 10º, чтобы вам было понятней, на местности 1º приравнивается к 10 мм на 1 погонный метр. Лично я всегда стараюсь делать уклон в районе 50 мм на 1м/п.
    Слишком малый уклон делать нельзя, особенно на мягких и полужестких дорожках, а если сделать большой угол, то зимой на такой дорожке легко поскользнуться;
  • По поводу установки бордюра жестких ограничений нет, этот сектор конструкции оставляется на усмотрение хозяев. Но с бордюром монтировать отмостку легче, так как он используется в качестве опалубки, плюс мощные бордюры защитят вашу дорожку от корней деревьев и кустарников, если таковые растут поблизости;
  • Высота конструкции над землей также не имеет четкого регламента. Хотя раз уж вода должна стекать с дорожки, значит делать эту дорожку на уровне грунта крайне не желательно, в противном случае после хорошего ливня вдоль отмостки будут стоять лужи. Я всегда делаю сам и рекомендую другим поднимать дорожку минимум на 50 мм от уровня грунта, больше можно, меньше не желательно.

Разновидности бордюров.

Способ №1: монтаж капитальной бетонной дорожки

Как я уже говорил бетонную конструкцию в идеале лучше утеплить, поэтому инструкция, изложенная ниже, рассчитана на обустройство именно теплой дорожки.

Укладка сланца на бетонную основу вокруг дома.

Готовим котлован и нижнюю подстилку

Глубина котлована зависит от количества слоев под бетонной отмосткой. Обычно 30 – 40 см хватает с лихвой. После выемки грунта можно обработать дно котлована универсальными гербицидами, дабы потом не было проблем с порослью, для этого хорошо подходит «Торнадо» либо «Агрокиллер».

Комплексное утепления отмостки и фундамента.

Запомните, бетон отмостки не должен напрямую контактировать с фундаментом, между двумя этими конструкциями нужно делать демпферный зазор. Лучше всего конечно смонтировать утеплитель на фундаменте, но если это в ваши планы не входит, тогда хотя бы закрепите на фундаменте 2 слоя рубероида, в противном случае через год дорожка потрескается.

Не у каждого в хозяйстве найдется профессиональная виброплита для трамбовки, если нет возможности ее купить или взять в аренду, то придется трамбовать дедовским способом. Иными словами отпиливаете ровный кусок бревна с диаметром от 25 мм и более, а сверху вместо ручек прибиваете деревянный брусок, конечно тяжеловато, но зато бесплатно.

Гидроизоляция котлована под дорожку.

Если есть возможность, то первым слоем в 50 – 70 мм лучше насыпать и утрамбовать жирную глину, она, как известно, является естественным гидрозатвором. Если же глины под рукой не оказалось, то просто трамбуете грунт и засыпаете его щебнем на уровень порядка 100 мм. Щебень берется либо мелкий, либо смешанный, крупный щебень очень тяжело выравнивать и трамбовать.

Укладка экструдированного пенополистирола.

Поверх щебня насыпается слой просеянного чистого песка. В данном случае песок нужен для обустройства уклона и мягкой подушки под укладку утеплителя. Коль мы договорились, что уклон у нас будет составлять 50 мм, значит, в нижней точке толщина песчаной прослойки делается 50 мм, а возле стены 100 мм.

Некоторые мастера делают прослойку из геотекстиля между щебнем и песком, ничего плохого здесь конечно нет, но лично я считаю это лишней тратой денег, особенно если внизу у вас засыпана и утрамбована глина.

На ровный и утрамбованный под углом слой песка укладываются плиты утеплителя. В данном случае в качестве утеплителя под бетонную плиту можно использовать только экструдированный пенополистирол, имейте в виду, пенопласт или что-либо другое сюда монтировать нельзя.

Слоеный пирог утепленной отмостки.

Под отмостку достаточно толщины утепления в 50 мм. Здесь есть 2 варианта, купить тонкие плиты и уложить их в 2 слоя со смещением между слоями, это выйдет дороже, но будет надежней или настелить пенополистирол со стыковочными пазами, в этом случае придется идеально ровнять песчаную подушку.

Хотя сам по себе экструдированный пенополистирол является гидроизолятором, все же поверх него следует застелить сплошной слой технического полиэтилена.

Монтируем опалубку и заливаем бетон

Теперь нам нужно будет обустроить деревянную опалубку под заливку бетона. Для того, чтобы использовать бетонные бордюры в качестве опалубки, нужно иметь определенный опыт. Любителям лучше залить основную конструкцию, а после того как определитесь с финишной отделкой, уже монтировать бордюр.

Армирование не утепленной конструкции.

С опалубкой все как обычно, натягиваете шнур, по нему с внешней стороны забиваете колья через каждые 1 – 1,5м и подшиваете их широкой доской или полосками толстой фанеры.

Железобетонную отмостку нельзя заливать единым монолитом, через каждые 2 – 2,5м нужно будет устанавливать поперечные демпферные прослойки. Дешевле всего конечно установить досточки, их, кстати, можно использовать в качестве маяков при выравнивании раствора. Естественно досточки предварительно пропитываются креозотом или любой другой мощной пропиткой.

Дальше нам нужно будет армировать нашу дорожку. Для этих целей продаются металлические сетки с сечением прута порядка 4 мм и размером ячейки 100х100 мм, обычная «Рабица» здесь не подходит.

Заливка бетоном.

В идеале эти сетки нужно укладывать в 2 слоя с разрывом между слоями порядка 30 мм, хотя чаще всего народ армирует отмостку 1 слоем сетки, но эта сетка должна закладываться примерно в середину плиты и лучше, чтобы прутья у этой сетки были не менее 5 – 6 мм.

Как для разрыва слоев арматуры, так и для установки сетки над утеплителем, лично я использую кусочки битого кирпича, хотя сейчас есть для этого специальные пластиковые пирамидки.

Если делать бетон своими руками, то обычно пропорция составляет 1:3:4 (цемент/песок/гравий). Цемент используется марки М400 или М500. Песок лучше брать карьерный, на вид он будет ярко желтым, цвет дает присутствующая в нем глина. Ну а гравий это тот же щебень, только мелкой фракции.

Заливка широкой бетонной отмостки.

Сначала в бетономешалку засыпается сухой цемент и песок. После тщательного перемешивания, это 3 – 5 минут, добавляется вода и как только раствор станет однородным, в него добавляется гравий и опять же все это перемешивается.

Если будете заказывать готовый бетон, имейте в виду, 1м³ бетона накрывает 10м² отмостки толщиной в 100 мм. Но брать раствор в обрез не стоит, я обычно заказываю материал с запасом примерно на 10%.

Слишком сильно разводить раствор водой не нужно, он должен быть густым, ведь вам еще выравнивать его под углом. Чтобы легче было выравнивать раствор, опалубку следует делать четко по размерам будущей заливки.

Опалубка под заливку отмостки.

Так после заполнения опалубки бетоном вы можете взять правило и за несколько минут сделать свою отмостку идеально ровной. Но перед этим, залитый бетон нужно будет проштыковать (пробить в нескольких местах, чтобы выпустить воздух), хотя если есть возможность, лучше «усаживать» бетон при помощи вибропресса.

По всем канонам бетонный монолит полностью схватывается за 28 суток, но хотя бы первую неделю после заливки его нужно постоянно смачивать. Для этого дорожка накрывается полиэтиленом и периодически сбрызгивается водой. Если на улице стоит сильная жара, то есть смысл накрыть бетон мокрой мешковиной и полиэтиленом, мешковина будет лучше удерживать влагу.

Заливка утепленной армированной дорожки.

Варианты отделки бетона

Как своими руками залить бетонную дорожку мы разобрались, теперь поговорим о том, чем отделать бетонную отмостку вокруг дома.

Не самым красивым, но зато самым простым и доступным по стоимости вариантом отделки является железнение бетона, оно может выполняться по двум технологиям — сухая и мокрая:

  • Сухая техника железнения бетона заключается в том, что вам нужно посыпать свежезалитый бетон слоем сухого цемента и втереть его в поверхность. Много сыпать не нужно, достаточно 1 – 2 мм. Через несколько дней, когда монолит окончательно схватится, вы просто сметаете с него остатки сухого цемента и все. Таким образом, прочность покрытия увеличивается в разы;

Сухое железнение бетона.

  • Мокрое железнение делается примерно через 2 недели после заливки. Для этого вам нужно будет развести цементно-песчаный раствор в пропорции 1:1 и добавить туда известковое тесто 10% от общей массы раствора. После этого смачиваете дорожку водой, берете широкий шпатель и с его помощью наносите эту импровизированную стяжку, в среднем толщина должна быть 3 – 5 мм.

Можно защитить бетон народными или промышленными гидрофобизаторами. К народным вариантам относится смесь жидкого стекла, цемента и воды в равных пропорциях.

Отечественные гидрофобизаторы.

Промышленные гидрофобизаторы и упрочнители бетона
Название Цена
Eskaro Aquastop Waterproof W От 1200 р.
ГКЖ-11 От 195 р. за 5л.
Monopol 1 От 600 р. за 5л.
Монолит 20М От 1200 р. за 10л.
Протекстил От 3600 р. за 20л.
Ashford Formula От 6000 р. за 10л.

В некоторых случаях хозяева предпочитают покрывать отмостку эмалью, проще говоря, красить. Но краска здесь идет не простая, так хорошо себя зарекомендовала полиуретановая водостойкая эмаль, выпускаемая под брендом «Элакор – ПУ» она сейчас стоит порядка 220 рублей за килограмм.

Фигурная дорожка из брусчатки.

Но лично мне больше всего нравятся дорожки выложенные плиткой. Исходя из стоимости, существуют 3 варианта:

  1. Дешевле всего обходится укладка тротуарной плитки:
    • Для ее монтажа толстую основу заливать не нужно, достаточно 70 мм. После того как бетон застынет, вам нужно будет установить бордюры, лучше всего их делать на 5 – 10 мм ниже будущего покрытия, так вода будет лучше стекать;
    • Бордюр ставится просто, выкапывается траншея соответствующей ширины и глубины, вниз насыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка 100 мм;
    • На эту подушку заливаете немного цементно-песчаного раствора и вставляете бордюрный блок, сам блок должен плотно прилегать к отмостке, поэтому со стороны грунта можно забить несколько клиньев или заполнить простанство гравием;

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание.

  • Теперь покрываете основу грунтом, я беру AURA Unigrund KRAFT по 90 рублей за банку. И укладываете на нее тротуарную плитку. Раньше по такой технологии плитку укладывали на цементно-песчаный раствор, сейчас используется плиточный клей. Толщина слоя составляет порядка 10 – 15 мм;
  • На следующий день, когда клей схватиться, вам нужно размешать в равных пропорциях цемент с песком и обильно посыпать этой смесью тротуарную плитку. После этого берете метлу и метете свой тротуар, пока все щели между плитками не заполнятся;
  • Но это еще не все, за один раз хорошо забить щели невозможно. Поэтому после первичного заполнения, нужно смести остатки сухой цементно-песчаной смеси и сбрызнуть дорожку водой, а на следующий день повторить процедуру.

Гранит на бетонной основе.

По технологии укладки тротуарной плитки можно монтировать любой блочный материал. В данном случае нет особой разницы, что именно вы выбрали в качестве финишной отделки, обычную тротуарную плитку, природный сланец или гранитную брусчатку.

  1. Второй распространенный нынче вариант это облицовка дорожки вокруг дома клинкерной плиткой. Клинкерная плитка уникальный материал, за основу которого берется глина, по сути это обычная керамика, только сделанная по особой технологии. Она отлично подходит для наружных работ, только при выборе обращайте внимание на количество обжигов, вам нужна плитка с одним обжигом, она более плотная;

Отделка клинкерной брусчаткой вокруг дома.

  1. И наконец, к элитному сектору отделки относят керамогранит. Эта плитка делается на основе полевого шпата и имеет отличные характеристики износостойкости, плюс она красивая. Как клинкер, так и керамогранит укладываются по стандартной технологии, точно так же, как и кафель. То есть наносите клей на основу и на плитку, после чего укладываете плитку. Зазоры выдерживаются при помощи пластиковых крестиков, а после схватывания заполняются затиркой.

Отделка керамогранитом.

Способ №2: полужесткая дорожка из тротуарной плитки

Полужесткая дорожка, выложенная тротуарной плиткой, монтируется похожим способом, по сути, единственная разница здесь в отсутствии армированной бетонной прослойки. Техника обустройства примерно следующая:

  • Начинаем, как обычно с рытья котлована, средняя глубина котлована 30 см. Но в полужесткой конструкции желательно сразу выставить бордюры, дабы плитка не сползала по уклону;
  • Под бордюры с краю обкапываем небольшую выемку. В среднем габариты бордюрного камня составляют 1000х150х300 мм (длина/ширина/высота), плюс под камнем должна быть песчано-гравийная подушка в 100 – 150 мм. Камни выставляются сразу в чистовую, на раствор и с распорками;

Полужесткая отмостка с водостоком.

  • В полужесткой конструкции нижний слой очень желательно обустроить жирной глиной. При хорошей трамбовке, глина это довольно плотный материал и ее нужно сразу делать с проектируемым уклоном;
  • Сверху оборудуется гидроизолирующий слой. Использовать здесь полиэтилен я не советую, он слишком тонкий. В эконом-варианте стелиться рубероид, если средств хватает, то можно взять современный рулонный гидроизолятор, к примеру, «Технониколь». Если одним рулоном застелить не получается, значит стелите внахлест и промазываете стыки битумом.

Гидроизоляция должна заходить на стену чуть выше верхнего края отмостки. В идеале ее лучше завести под чистовую отделку цоколя и не забывайте про демпферную прослойку между фундаментом и дорожкой;

Отсыпка дорожки песком.

  • Гидроизоляция, какая бы она ни была хорошая, все же не способна выдерживать большие точечные нагрузки, поэтому сверху на нее насыпается и выравнивается небольшой слой песка до 50 мм;
  • Теперь можно засыпать щебень. В полужестких конструкциях достаточно слоя щебня в 50 – 70 мм;
  • Песок от щебня лучше конечно отделять геотекстилем, но это скорее рекомендация, нежели правило;
  • Сверху щебень укрывается еще одним таким же слоем песка, толщиной порядка 50 мм. Заметьте, этот слой песка нужно особенно хорошо утрамбовать и выровнять под углом, так как на него мы будем укладывать тротуарную плитку;

Укладка прямоугольной плитки.

  • Технология укладки плитки не сложная. Вам понадобится ровная дощечка длинной около полуметра и резиновый молоток. Вставляете плитку на положенное место и подбиваете молотком. Следующая плитка укладывается рядом, но она будет немного выше предыдущей.
    Поэтому вам нужно будет положить свою дощечку сверху на обе плитки и подбивать их резиновым молотком пока вторая плитка не займет свое место, дощечка служит в качестве выравнивающей прокладки;
  • Как и в первом варианте, щели между тротуарными плитками тоже нужно будет заполнить. Заполняются они по уже известной вам технологии в 2 этапа, но цемент сюда не идет, используется только чистый, сухой песок.

Способ №3: быстро просто и не дорого

Мягкую отмостку можно смело называть промежуточной заготовкой, ведь обустраивается она похожим способом и как я уже говорил, в случае необходимости ее можно трансформировать в любой из двух выше описанных вариантов.

Смешанный вариант мягкой отмостки.

  • Траншея под такую дорожку копается под уклон и сверху сразу засыпается, выравнивается и трамбуется замок из глины. Такой замок желательно делать потолще, порядка 100 мм;
  • Мягкие отмостки очень сильно подвержены расползанию. В идеале конечно лучше купить бордюрный камень и установить его по всем правилам. Но если средств на него не хватает, сделайте подобие деревянной опалубки и забейте в утрамбованный глиняный замок.
    Такой барьер удержит натиск щебня и сохранит целостность конструкции. Плюс впоследствии вы легко его сможете демонтировать и поставить туда настоящий бордюр;
  • На глину, как и в предыдущем случае, настилается гидроизоляция и поверх нее насыпается слой чистого песка;
  • Верхним чистовым слоем у нас идет щебень или гравий, некоторые хозяева используют в качестве финишного слоя морскую гальку, что гораздо симпатичней.

Мягкая дорожка вдоль дома.

Что надо знать о послойной структуре

В разрезе отмостка из плитки аналогична тротуару или дорожке, но с обязательным наличием водонепроницаемого слоя. В остальном структура полностью такая же, даже профиль должен быть с небольшим уклоном, чтобы вода стекала на грунт или в желоба ливневой канализации.

Послойный состав отмостки дома из тротуарной плитки выглядит так:

  1. Уплотненное дно траншеи («корыта») вокруг дома. Глубина должна быть такой, чтобы поместились все слои и «подземная» часть тротуарной плитки. Для обратной засыпки и просадочных грунтов минимальная толщина уплотненного слоя равна 15 см. Уже на этом этапе формируют уклон от фундамента.

  2. Подушка. По нормативам обязательна только засыпка песка. Но в качестве подстилающего слоя под песок может быть использована смесь щебня средней и мелкой фракции. Минимальная толщина подушки – 10 см, рекомендованная – от 15 см.

Варианты обустройства подушки для отмостки

  1. Гидроизоляция. Укладка разделительного слоя из геомембраны или полимерной пленки рекомендована даже под бетонную отмостку (несмотря на ее водонепроницаемость). Для тротуарной плитки этот слой обязателен.

  2. Утеплитель. Эта часть не обязательна, но утепленная отмостка из тротуарной плитки вокруг дома повысит уровень теплозащиты здания и снизит воздействие сил пучения грунта.

  3. Основание под плитку. В зависимости от способа укладки плитки, можно назвать два вида основания – песчано-цементная смесь и монолитный бетон. Первый вариант проще в обустройстве и ремонте отмостки, второй – прочнее и надежнее.

Закладка бетонного основания для брусчатки проходит с обязательным соблюдением деформационных швов у цоколя и по всей длине ленты

  1. Тротуарная плитка или брусчатка, бордюры и элементы ливневой канализации.

Какие должны быть размеры отмостки

Самый важный размер с точки зрения защиты грунта от намокания – это ширина. Понятно, что при увлажнении скальные или крупнообломочные грунты не теряют своих несущих свойств, поэтому нормативы определяют минимальную ширину только для песчаных и глинистых грунтов.

В первом случае, благодаря способности быстро отводить осадочные воды, этот размер должен быть не менее 70 см, во втором – 100 см, при уклоне 1-10%.

Уклон необходим для отвода осадков в ливневую канализацию

Если же грунты относятся к просадочным, то минимальная ширина для I категории равна 1.5 м, а для II категории – 2.0 м, при угле уклона не менее 3° (5.2%).

Примечание. К просадочным относятся многие виды грунта. Они могут быть как пористыми, так и плотными. А физика процесса заключается в уплотнении под собственной тяжестью и в условиях внешней нагрузки при намокании грунта, когда вода выступает в роли «смазки», облегчающей движение частиц. Дать точную характеристику типу грунта можно по лабораторным испытаниям. Поэтому и обязательны геологические изыскания перед проектированием и строительством дома.

Высота возвышение отмостки над грунтом должна быть не менее 5 см. На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу проектирования домов. Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Плитка или брусчатка

Если говорят о тротуарной плитке, то имеют в виду исключительно бетонные элементы мощения. И в отличие от брусчатки, плитка для отмостки вокруг дома может иметь форму не только «бруса», но и более сложную геометрию. Хотя суть от этого не меняется, а эксплуатационные свойства зависят от материала из которого она изготовлена.

Про различия плитки и брусчатки смотрите на видео:

Есть три варианта: бетон, клинкер и натуральный камень.

Бетонная тротуарная плитка

В свою очередь бетонная тротуарная плитка может изготавливаться двумя способами: литьем и прессованием. Хотя в обоих случаях для уплотнения смеси используется вибрация.

«Классика» бетонной плитки для мощения до сих пор актуальна

Вибролитую плитку изготавливают по классической технологии (если не считать красители и специальные добавки ускоряющие созревание бетонного камня). Это обычная «жидкая» цементно-песчаная смесь с высокой подвижностью и пластичностью раствора. Благодаря этому смесь легко принимает любую форму и окрашивается, а поверхность плитки получается яркой и гладкой. В декоративном отношении это наиболее привлекательный материал для мощения, если бы не низкая прочность. Казалось бы, для отмостки такое свойство не главное (по ней ходят нечасто), но надо учитывать осадки, стекающие с крыши. Если у кровли не предусмотрен организованный водосток, то отмостка из тротуарной плитки быстро разрушится.

Бетонная брусчатка может быть главным элементом ландшафтного дизайна

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про отмостку дома.

Вибропрессованную плитку изготавливают по технологии полусухого бетона при одновременном воздействии вибрации в двух плоскостях. И прочность бетонного камня даже без модификаторов получается на четверть выше по сравнению с классической технологией (с добавками – в полтора раза). А главное преимущество – низкое водопоглощение и высокая морозостойкость. Но в декоративном отношении она уступает плитке полученной литьем – приглушенные оттенки цвета и простые геометрические формы. В добавок у прессованной тротуарной плитки шершавая поверхность, хотя в условиях обледенения это «плюс» для дорожки и отмостки.

Клинкерная брусчатка

По сути это полнотелый клинкерный кирпич. Хотя есть клинкерная плитка, которая от брусчатки отличается только толщиной. И если основанием для отмостки служит бетонная монолитная плита, то используют плитку, уложенную на цементный раствор.

Клинкерная плитка, уложенная на бетонную основу, прослужит не меньше брусчатки на прилегающей площадке

Как и бетон, это также искусственный камень, но сырьем служат особые сорта тугоплавкой глины. Обжиг клинкерной брусчатки происходит при высоких температурах (до 1580°C) и в результате получают материал для мощения, который не уступает граниту:

  • класс прочности на истирание A3, на сжатие T4 (максимальные);

  • водопоглощение от 2 до 6%;

  • морозостойкость может достигать показателя F300.

Рекомендованная толщина для пешеходных зон должна лежать в пределах 40-45 мм, но клинкерная брусчатка для отмостки дома может быть тоньше. И это позволяет уменьшить затраты на мощение, так как стоимость клинкера довольно высокая – у немецкой брусчатки цены выше, чем у гранитной отечественного производства.

Клинкер можно смело укладывать на раствор – срок службы до 50 лет

Кроме высокой цены, у клинкера небольшой выбор цвета – от желтого до темно-коричневого, причем это не однородный цвет, а с переходами оттенков основного тона. Цвет можно немного «регулировать» только за счет смешения нескольких сортов тугоплавкой глины, с преобладанием определенных примесей окислов металлов: железо задает красные оттенки, алюминий оранжевые, и есть добавки позволяющие получить сине-фиолетовую часть палитры.

Каменная брусчатка

Это один из самых древних элементов мощения. В основном используются горные породы с высокой твердостью – базальт и гранит. И хотя отмостка не дорожка (проходимость невысокая), но на таких «мягких» породах, как известняки и песчаники, может сказаться регулярная капель с крыши, если нет организованного водостока.

Плитняк из песчаника в качестве отмостки отлично смотрится вокруг загородного дома

Обычно на отмостку из брусчатки вокруг дома идет камень с пиленой или шлифованной поверхностью, реже – с колотой. А самая популярная порода – это гранит, который имеет очень высокую прочность, красивую фактуру и достаточно широкую палитру.

Гранитная брусчатка с колотой поверхностью стоит дешевле, чем с шлифованной, но в декоративном отношении ей не уступает

Тонкости укладки

Отмостку из тротуарной плитки и брусчатки принято относить к «полужесткому» типу. Но это только в том случае, если ее укладывают на подготовку из смеси песка и цемента. Когда отмостка из брусчатки ложится на бетонное основание, то это уже «жесткая отмостка», поэтому между цоколем и основанием обязательно должен быть компенсационный зазор (деформационный шов толщиной до 5 мм), который заполняют герметиком на битумной основе или закладывают сложенным листом рубероида.

При укладке плитки на сухую смесь из песка и цемента (отношение от 4:1 до 6:1), чтобы отмостка не «сползала» с основания, вначале монтируют бордюр. А чтобы стекающая вода не размывала прилегающий грунт, обязательно устройство ливневой канализации.

Этапы работы показаны на следующем видео:

Заделку швов между брусчаткой проводят из тех же материалов, что используют для устройства основания – смесью песка и цемента или раствором.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про отмостку вокруг дома.

Любая тротуарная плитка или брусчатка вокруг дома в ландшафтном дизайне придомового участка смотрится гораздо привлекательнее и органичнее чем серый «унылый» бетон. А по прочности и надежности она в большинстве случаев его превосходит, так как исключается вероятность неправильного приготовления раствора, вследствие чего впоследствии на поверхности отмостки возникают трещины.

Оценок 0 Прочитать позже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *